- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Документы
- Образование
- Внеурочная деятельность
- Публичный доклад
- Финансово - хозяйственная деятельность
- ГИА
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Родителям
- Независимая оценка качества работы организации, оказывающей социальные услуги
- Противодействие коррупции
- Соответствие сайта законодательству
- Школьная Служба Примирения
- Интернет-приемная
- Безопасность
- Охрана труда
- Организация питания
- food
- Точка роста
Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь лицам с ограниченными возможностями
« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплек сными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психологического сопровождения школы является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения обучащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение в школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
· создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
· создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
· определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
· прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
· реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
· создание системы психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период их школьной адаптации;
· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
· создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в школе:
· комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
· выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
· реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
· Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
· участие в ПМПк по сопровождению обучающихся с личностными и поведенческими проблемами;
· взаимодействие с учителями, , учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, семинарах, педсоветах и др.);
· знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
· проведение диагностики обучающихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
· осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
· консультирование родителей по их запросам;
· осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации, проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,
· осуществление прогноза социальной дезадаптации.
Задачи сопроводительной деятельности 4-го класса:
1. выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
2. способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить на учебную деятельность.
Весь учебный период проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы сопровождения школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Обновлено (08.11.2019 14:49)