Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь лицам с ограниченными возможностями

« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплек сными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью психологического сопровождения школы является создание  системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения  являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения обучащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в школе - динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

·                   систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

·                   создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова­тельный компонент);

·                   создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь­ного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

·  определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

·  прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·  реализация собственно психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

·  создание системы психолого-педагогической поддержки всех  обучающихся в период их школьной адаптации;

·  выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·  диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

·  определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

·  разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

·  создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  школе:

·          комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

·   выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

·   реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

·   Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

·     участие в  ПМПк по сопровождению обучающихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

·     взаимодействие с учителями, , учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, семинарах, педсоветах и др.);

·     знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

·     проведение диагностики обучающихся по выявлению взаимоотношений в се­мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

·     осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагно­стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите­лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви­тие детей;

·     консультирование  родителей по их запросам;

·     осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологиче­ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации, проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,

·     осуществление прогноза социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности 4-го класса:

1.  выявление  уровня психологической готовности четверо­классников к обучению в среднем звене школы;

2.  способствование созданию психологических условий для формирования соци­ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

 

У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить на учебную деятельность.

Весь учебный период проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

  Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Обновлено (08.11.2019 14:49)